*

Главная
Раздел


Сергей ПУЗАНОВ

Дюймовая гвардия короля

Человек в электричке

Мало кто не ездил в пригородной электричке. И многие пассажиры знают: очень часто вагоны оного средства передвижения представляют собой довольно занятное зрелище. Коммерция сейчас в них процветает пышным цветом. Вот упитанная тётка толкает перед собой хозяйственную тележку и вещает зычным голосом на весь вагон: «Чай, кофе, пирожки с картошкой!!!». На следующей станции в вагон вваливается парень с громадным рюкзаком. У него свой бизнес: комнатные тапочки. «Дух нового времени» чётко уловили «глухонемые» – раньше они разносили по вагонам колоды карт с полуголыми девицами, сегодня благообразно предлагают вместо них целые наборы иконок – все сорок святых в земле российской просиявших. В общем, «торгуют все!». Кто чем. Лохматый парень выдает под гитару душещипательный шансон про несчастную любовь. Раскошеливайтесь, граждане! Тарифа нет: кому сколько не жалко!

Вот на станции «Усть-Лабинская» на подножку электрички «Кавказская – Краснодар» вскакивает рослый и крепкий молодой человек с большой чёрной сумкой на плече. Проходит в вагон и садится поближе к окну, выбирая место посвободнее.  Бизнес его не интересует. Он ничего не продает. Парень открывает сумку и извлекает из нее… маленького пластмассового солдатика, баночки с красками и малюсенькие кисточки. И пока электричка с многочисленными остановками доедет до краевого центра, парень успевает почти полностью «одеть» солдатика в униформу наполеоновского гвардейца или бравого русского стрельца допетровской эпохи. Молоденькие студентки-зубрилки отрываются от своих конспектов и с интересом наблюдают, как невзрачный зеленый человечек обретает вид лихого вояки.

Кто же он, этот увлеченный необычным занятием молодой человек? Наберёмся терпения и…обо всём по порядку.  

«Народное ополчение» Истории

Войны были неизменным спутником Человечества на протяжении всех сорока веков его истории. Войны за жизненное пространство, за ресурсы, за подчинение других своей воле… Межплеменные и межклановые, захватнические, колониальные, освободительные, гражданские… Вся история пропитана кровью, горечью побежденных и триумфами победителей.

Военная история Человечества – это неотъемлемая часть Всемирной Истории. Чтобы стереть «белые пятна», в том числе и со страниц военной истории народов и стран, работают очень многие люди – архивисты, профессиональные историки, археологи, работники музеев. Беспощадное время имеет свойство отодвигать на задний план идеологические «подкладки», обнажая при этом Историю Факта. При этом Подвиг всегда остается Подвигом, а преступление – преступлением.

Свой вклад в воссоздание целостной картины военной истории Человечества вносит и «народное ополчение» историков-любителей, разные его «отряды». Поисковики работают на местах былых сражений, извлекая из земли останки павших воинов и драгоценные артефакты. (Об их благородном труде можно прочитать в материале «Горькая память земли», опубликованном ранее в нашем журнале). Военно-исторические клубы, которых тоже немало в нашей стране, занимаются реконструкцией батальных сцен разных времён и народов. По разным литературным источникам, воспоминаниям живых участников боевых действий (там, где это еще возможно), по мемуарам, архивным и музейным материалам они воссоздают форму, амуницию, вооружение, элементы объектной натуры и проводят военно-исторические игры на местности.  Перед взорами восхищенных зрителей разворачиваются почти настоящие сражения прошлого. Только без настоящих убитых и раненых. Коллекционеры собирают и систематизируют разные предметы военной тематики – элементы военной формы, награды, коллекционное оружие и боеприпасы (что законодательно не запрещено, но  регламентировано законом), марки, коллекционные монеты и т.п. Моделисты по чертежам, фотоснимкам и описаниям выполняют уменьшенные (масштабные) копии вооружений и военной техники разных  стран, времён и народов. Художники-баталисты воспроизводят на своих полотнах картины канувших в Лету сражений, сохраняя тем самым для будущих поколений историческую память о прошлом.

Есть и еще один «отряд» любителей военной истории – люди, работающие в области так называемой военной миниатюры. Они воссоздают миниатюрные копии войск в боевых условиях. И отдают этому увлечению массу времени, труда и средств. Парень, раскрашивающий пластмассовые фигурки воинов даже в электричке – как раз из числа  таких энтузиастов военной миниатюры. 

«И все поверх зубов вооружённые войска…»

Вот шагает по выжженной земле  под палящим солнцем легион Римской Империи. Звон мечей о щиты. Сомкнутые плотно челюсти.  Решимость в глазах. Команда сотника на мёртвой теперь уже латыни, и левый фланг поднимает щиты над головами – делает «черепаху» для защиты от стрел врага. К бою готовы!


Римский легион


Римляне атакуют (фрагмент)

Вот идёт с красными  лямбдами на белых щитах строй греческой пехоты пятого-четвёртого веков до нашей эры.


Греческая пехота (V - IV в.в. до н.э)

Вот по просторам Юго-Восточной Азии медленно движутся на боевых слонах македонские воины.  Эта «тяжелая техника» незапямятной поры – оружие чисто психологическое. Слон сам по себе на противника нападать не будет, и воину в битве не помощник. Его самого защищали пешие «телохранители». Это известно из истории.


"Эллинистические" боевые слоны

По маленьким площадкам размерами в двадцать на тридцать сантиметров, гремя тяжелыми доспехами, идут на Ледовое побоище железные рыцари Ливонского ордена,


Рыцари Ливонского ордена на льду Чудского озера (1242 г.)

а навстречу им грозно шагают дружины русичей.


Воин Александра Невского

Вот выстроились в красных кафтанах русские стрельцы допетровской эпохи, мчатся на разгоряченных конях польские «крылатые гусары» шестнадцатого-восемнадцатого веков, марширует семнадцатый лёгкий полк французских вольтижеров начала девятнадцатого века, кавалерийским строем идет на битву донская казачья сотня...


Донская казачья сотня

За стёклами музейных витрин предстаёт, кажется, вся военная составляющая многовековой Истории Человечества. Регулярные войска, королевские гвардии,  казаки – запорожские, донские, кубанские, воины Второй Мировой, японские самураи, горцы, войска специального назначения разных эпох, стран и народов. Пешие, конные, артиллеристы, моторизованные подразделения.
В доспехах, в полевой, в парадной, в зимней и летней форме. Если включить воображение, послышится тяжелая поступь полков и дивизий, цокот конских копыт, звон мечей, шпаг, сабель, шашек, ятаганов, палашей... Щелчки затворов огнестрельного оружия, грохот пушек и миномётов, натужный рёв автомобильных и авиационных моторов, лязг танковых гусениц, отрывистые команды на разных языках. Военный Вавилон Человечества!
 


Великая Отечественная (1941-1945). Миномётный расчёт Красной Армии


Отсюда понятен масштаб фигурок


Фрагмент миниатюры (макросъемка)


Современный пехотинец

Даже трудно себе представить, что вся эта военная История в миниатюре выполнена руками одного увлеченного человека. Но это – факт!

И теперь, после краткого знакомства с военными миниатюрами, пора познакомиться и с самим их создателем.

«В электричках я уже примелькался»

Ивану Глущенко всего тридцать два года. У него две специальности – экономист и юрист. Сейчас они, пожалуй, самые «модные» среди молодёжи. Руководит подразделением одной из краснодарских юридических фирм. Живёт, как он сам говорит, «на два дома» – в Краснодаре и в Усть-Лабинске. В краевом центре – работа и, вероятно, будущая семья, в Усть-Лабинске живут родители. Мама Ивана, Татьяна Ивановна, работает в местном историко-краеведческом музее. О том, что определило интерес Ивана к Всемирной истории, мы с ним как-то особо не говорили. Больше о его творчестве в области военной миниатюры. Могу только догадываться, что именно работа его мамы в музее и пробудила глубокий интерес молодого человека к истории. Но в том, что этот интерес, действительно глубокий, я убедился в процессе общения с ним. Поразили не только широта познаний, но и их глубина.


Военная миниатюра - дело для души и для рук - считает Иван Глущенко

Когда Иван приступает к созданию очередной  военной миниатюры, он, прежде всего, садится за книги по истории того периода, к которому относится объект его творчества. И осуществляет поиск в Интернете по теме. Основательно всё изучает. Вплоть до «мелочей». Историческую эпоху, страну и ее геополитическое положение в определенный период времени, войны, которые она вела… Армию, биографии полководцев, известные сражения и походы, форму, амуницию и вооружение воинов. Он может подробно  рассказать о том, какие армии, когда и у кого заимствовали, перенимали тот или иной вид оружия. Как трансформировались друг в друга различные виды личного холодного оружия – меч, кинжал, стилет, шпага, шашка, сабля, ятаган, пика,  алебарда, секира… Их конкретное предназначение, отличие друг от друга, достоинства и недостатки.

То есть, прежде чем начать воплощение замысла в натуре, на виньетке (так называется «площадка», на которой располагается воинство), он основательно всё изучает. Ищет в магазинах, а иногда и на «блошиных рынках» наборы масштабных копий воинов и вооружений той или иной страны конкретного  исторического периода. Иногда приобретает несколько разных наборов и отдельных фигурок для работы на одной виньетке, комбинирует их. Пластиковые наборы продаются в готовом виде, комплектом, но их часто приходится основательно перерабатывать, как говорят миниатюристы, конвертировать, под воплощение конкретного замысла. Скажем, превратить конкретного воина в трубача или знаменосца, дать ему в руку какое-то другое оружие. Для этого надо поменять положение руки, самого воина, атрибуты. Тогда идут в дело специальные малюсенькие инструменты, которые нужно либо делать самому, либо приспосабливать что-то, предназначенное для других целей. Иван показал мне микросвёрлышко толщиной с булавочную иголку, которым он высверливает «плечевой сустав» малюсенького кавалериста, чтобы на малюсеньком штифте закрепить ему руку в положении с поднятой шашкой. Каждый отдельный воин – это масса очень тонкой и кропотливой работы. Кроме того, что  надо соответствующим образом конвертировать фигурку, раскрасить ее в точном соответствии с историческими источниками, ее еще требуется и расположить в составе подразделения на виньетке именно так, как она должна быть расположена в пешем или конном строю, в казачьем стане или на артиллерийской батарее. Иначе достоверности не добиться!


В начале работы – основа (набор). Люди, кони, пушки, колёса, руки, оружие... – всё по отдельности

О раскраске фигурок вообще разговор особый. Фигурку надо сначала тщательно прогрунтовать специальной грунтовкой. Дать ей высохнуть и уже затем раскрасить акриловыми красками. Причем краска зачастую не просто используется в готовом виде, но и смешивается с другими, чтобы придать ей нужный полутон. А работать приходится микрокисточками с номером «два нуля». Потому как основной масштаб, в котором Иван создает свои военные миниатюры – 72 (размер фигурки 20-22 миллиметра). Даже "дюймовая гвардия" в применении к воинам Ивана – понятие фигуральное. Ведь на самом деле размеры фигурок – меньше дюйма.  Отсюда можно представить, какого труда стоит, например, выполнить глаза воина. Даже макросъемку отдельной фигурки, чтобы качественно запечатлеть ее на фото, выполнить не так-то просто. Ну вот, раскраска выполнена. Но акриловые краски имеют такую особенность: они не очень стойкие к атмосферным и механическим воздействиям. Значит, их надо защитить. И делается это нанесением специального защитного лака. Вручную, кисточкой.

Масштаб всех элементов миниатюры соблюдается, как святое правило. Нельзя от него отступать ни на йоту. В отряде французской конной артиллерии 1812 года рядом с подтянутыми на позицию пушками я не заметил ядер. Я спросил у Ивана: «Почему?». Разговор происходил в музее, в самом конце рабочего дня, возле стеклянных стеллажей, на которых и расположились миниатюрные войска. Стоявший рядом парень из охраны музея предложил: «А может, использовать в качестве ядер маленькие шарики из шарикоподшипника..?».  На что Иван ответил: «Во-первых, где найти такие шарики, чтобы их диаметр точно соответствовал диаметру ствола пушки? Во-вторых,  каждый надо будет точно раскрасить. Нет, это не вариант! Сюда пойдёт только охотничья дробь номер восемь. Но в нужный момент ее у меня просто не было под рукой. Это дополню».

Иван практически всегда старается показать обе противоборствующие стороны вооруженного конфликта. Очень хорошо это удалось ему сделать для войны с Наполеоном, 1812 года. Но, как он сам считает, и в этом направлении у него еще непочатый край работы. Особенно в тех разделах, которые представляют историю Древнего Мира.

Вернемся еще ненадолго к технологической составляющей творчества Ивана Глущенко. Готовые, «фирменные» виньетки – штука довольно дорогая и, чего греха таить, не всегда качественная. Поэтому он предпочитает делать их самостоятельно. Виньетка должна имитировать рельеф местности, на которой располагается войско. Это может быть поле, пустыня, гористая местность, тропический лес или лёд, как на Чудском озере. Да что угодно. Но, в любом случае, сама виньетка должна представлять собой достоверную имитацию. Для этого в искусстве военной миниатюры используются различные природные материалы – спитый и высушенный чай определённых сортов, перемолотая сухая хвоя, опилки, молотая сухая кожура граната и многое другое. Всё это определенным образом тщательно подготавливается и крепится на заготовке виньетки с помощью клея. Технологических тонкостей во всём этом довольно много.

Работать моделист привык в самых разных, порой и не очень подходящих для этого, условиях. Почти как космонавт. «Я – говорит – уже примелькался со своими воинами и красками в пригородных электричках. Достаю из сумки солдатиков и раскрашиваю их прямо в вагоне поезда. А чего время терять? От Усть-Лабинска до Краснодара медленной электричкой, «каждому столбу кланяющейся», – больше двух часов ехать. За это время успеваю и что-то сделать!». Пришла в голову идея – может запросто и в гостях у друзей достать из своей сумки солдатиков и краски.

То, что это увлечение обходится недёшево, становится очевидным, когда узнаёшь хотя бы цены на наборы для любителей военной миниатюры. Плюс еще грунтовки, краски, лаки, шпатлёвки… А сколько труда вкладывается в эту красоту! Надо сделать заготовки виньеток, подготовить для них природные материалы… Кстати, в этом Ивану помогают и домашние. В том числе и его девушка, которая тоже увлеклась военной миниатюрой. Вот так и работают.

В Усть-Лабинском историко-краеведческом музее развёрнута персональная выставка военной миниатюры Ивана Александровича Глущенко. На ней представлены его работы, на которые ушло два года. И огромное количество труда.


За стёклами музейных витрин - военная История Человечества

«Два пеших или один конный в день. Один отряд – один месяц работы». Сейчас у автора в работе параллельно находятся двенадцать модельных наборов. Впереди – новые замыслы и новые свершения. Дорога Творчества, которой нет конца!
 

Публикация:  март 2011

 

 


При перепечатке авторских материалов активная ссылка на "Южный регион" ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Печатным изданиям для этого необходимо получить письменное разрешение редакции
(кроме изданий-партнёров)!


Rambler's Top100

Разместить рекламу