Главная
Раздел


Мариет Фоснес
Собственный корреспондент «ЮЖНОГО РЕГИОНА» в США,
Главный редактор журнала по Республике Адыгея

 

От редакции «ЮЖНОГО РЕГИОНА»:

Предлагаемый вниманию читателей материал был написан автором по просьбе редакции  выходящей в России «Христианской Газеты» (она представляет Протестанское направление в Христианстве). Дело в том, что на Западе, и в частности, в США, большинство христианских церквей принадлежит к Католической и Протестантской конфессиям. Однако, многое из того, о чём пишет Мариет Фоснес в своей статье, применимо и к этикету Православной Церкви. Например, уважение к братьям и сестрам по вере, скромность в одежде и применении аксессуаров при посещении культовых учреждений, недопустимость использования мобильного телефона во время богослужения – разве здесь можно усмотреть какие-то различия у верующих разных христианских конфессий? Думается, что эти каноны поведения в культовых учреждениях применимы и гораздо шире. Поэтому, мы и решили опубликовать материал. Тем более, что, вполне возможно, он будет представлять интерес для многих читателей накануне светлого и любимого в народе праздника – Рождества Христова.

Материал публикуется в немного сокращённом и адаптированном для массового читателя варианте.

ВНЕШНИЙ ВИД

Внешняя форма – это ещe не показатель культуры. Многое о нас расскажут наши жесты, интонация, мимика и другие способы самовыражения. Но, пренебрегая собственным стилем и одеваясь некстати, мы рискуем, как минимум, произвести впечатление неадекватной личности и, как максимум, продемонстрировать неуважение к окружающим. Согласитесь, женщина в вечернем наряде, торгующая картошкой, выглядит нелепо. Мужчина во фраке, укладывающий шпалы, – сюжет разве что для комиксов. Эти примеры лишь подтверждают то, что манера одеваться в соответствии с ситуацией – не средневековый пережиток, а правила хорошего тона. В некоторых церквях существуют внешние формальности. И, хотя нередко звучат возражения против соблюдения простых требований, этикетом предписан стиль одежды и на этот случай. Так что непонятно, откуда у многих эта уверенность в том, что в церковь можно приходить в чeм угодно. Стиль «что угодно» оправдан только в тех случаях, когда посещение церкви не было запланировано. А вообще, следование этому несложному порядку будет означать ваше уважение к присутствующим и к происходящему.

Итак, что же надеть в церковь? Думаю, лучше сказать, чего не надевать. Быть индивидуальностью не означает кричащих манер. О том, что придаeт стилю неповторимость, написано и сказано много. Здесь же отметим, что церковь – не подиум, не клуб знакомств, не дискотека; в церкви поклоняются Богу, поэтому здесь как нигде уместна скромность. Дорогие украшения, избыток косметики и парфюмерии, очень высокий каблук – всe это из той же серии «вечернего платья и картошки». Рваные джинсы, кеды – вариант для рэперских тусовок, но не для церкви.

Стоит напомнить: джинсы – это одежда для улицы, а не для офиса или церкви. Если вы впервые отправляетесь в церковь, с внутренним порядком которой не знакомы, женщине всегда уместно надеть платье или юбку классического фасона ниже колена, мужчине – брюки и сорочку сдержанных тонов.


Такая одежда совсем не для храма! И за святой водой в трико неприлично ходить.


Здесь вообще... Без комментариев.

ПОВЕДЕНИЕ В ЦЕРКВИ

Опаздывать, как известно, нехорошо, тем более на поклонение Богу. Но, если это произошло, не спешите искать себе место, когда совершается молитва. Дождитесь еe окончания и пройдите к свободному месту. Если оно не с краю, проходите мимо сидящих (это для тех конфессий, у которых в культовых заведениях принято сидеть – ред. «ЮР») лицом к ним, тихо извиняясь. Не оглядывайтесь на тех, кто опоздал. Не отвлекайтесь от происходящего – на разговоры, на телефонные сообщения, на разглядывание присутствующих. Не фотографируйте, не снимайте на камеру, если у вас нет предварительной договорeнности с руководством церкви. Если расшумелся ваш малыш, выйдите с ним и вернитесь только после того, как он успокоится. Жевательная резинка рекомендуется в течение 5 минут после еды, но никак не в церкви. Вы хотите с кем-то поговорить после служения, но человек занят беседой? Не спешите вторгаться в разговор, остановитесь на расстоянии – так, чтобы ваше ожидание было для беседующих очевидным, но чтобы их разговор не был вам слышен. Если вы не можете ждать, пока человек освободится, обязательно извинитесь. А вообще, разговаривать в любой церкви во время богослужения или священнической проповеди – дурной тон. Если только разговор не касается какой-то чрезвычайной ситуации, но и в этом случае разговаривать лучше за пределами помещения.

ФАМИЛЬЯРНОСТЬ

Брат или сестра по вере – это замечательно. Но подобное не даeт нам права проявлять фамильярность в церкви по отношению к старшим по возрасту или статусу. Прежде чем обратиться на «ты» к человеку старше 14 лет, мы должны быть уверены в том, что он не возражает против такого обращения. И, безусловно, неприемлемо фамильярное поведение по отношению к служителям церкви, даже если они члены вашей семьи.

Если вы принимаете у себя христиан из-за рубежа, не забудьте спросить иностранных гостей, как к ним обращаться – по имени или по фамилии. Возможно, вместо «привет, Джон» от вас ожидается «доброе утро, мистер + фамилия».

К одним своим соотечественникам мы обращаемся по имени, к другим по имени-отчеству, а есть и те, обращение к кому вызывает затруднение: именно потому, что мы не знаем, как к ним обратиться. В таких случаях всегда следует собеседника спросить, как его называть – по имени-отчеству или только по имени.

Человек высокой культуры одинаково уважительно относится к людям независимо от их социального положения. Пример – и опять не в пользу христиан – профессор светского вуза всегда поднимается с кресла, приветствуя студентов. Не заискивайте перед высокопоставленными людьми и не пренебрегайте теми, кто попроще, – будьте честны перед другими и перед собой.

«Секрет не в уменье держать себя хорошо или плохо или вообще как бы то ни было, а в уменье держать себя со всеми одинаково. Короче говоря, поступать так, будто ты на небе, где нет пассажиров третьего класса и все бессмертные души равны между собой», – эти строки из произведения Бернарда Шоу лишь повторяют призыв апостола не взирать на лица (Иак.2:1-5).

Этикет предусматривает правила поведения на все случаи, он варьирует в зависимости от традиций того или иного народа и эпохи. Описанные в материале рекомендации рассчитаны на внимание наших современных соотечественников и, надеюсь, кому-то окажутся полезными.

Вместо постскриптума: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12).

Публикация:  январь 2014   
 

    

 

Главная
Раздел


Rambler's Top100

Разместить рекламу