*
 

Наталия СОЛЛОГУБ
Доктор филологических наук
(Москва)
 
Глава VI
 
Помрачение души
 

На примере ряда слов (на материале русского и английского языков) рассмотрим динамику развития их сакрального компонента. Ритуальное слово помолвка (ср. анг. betrothal / be + truth - правда/). В основе слова engagement /en+ gage - залог/ - помолвка - содержится прагматический элемент (залог предполагает «что-то материальное, конкретное», который обусловливает возникновение развития профанных значений разнообразной семантики и различной оценки (положительной, нейтральной и отрицательной): 1) дело, занятие; 2) свидание, встреча, приглашение; 3) обязательства; 4) воен. бой, стычка; 5) тех. зацепление. 

Русские слова откровение, искупление (грехов) сохраняют сакральное значение, однако тождественные английские слова 1) revelation /лат. re + velum- покрывало, вуаль, завеса/ и 2) redemption / re + emera - покупать, брать / - приобретают ряд профанных значений:
1) раскрытие (тайны и т.п.); разоблачение; 
2) а/ выкуп, выплата; б) освобождение, спасение.

Этимология этих слов зиждется на словах прагматического характера: в первом слове revelation – это «материя»; во втором – это прагматическое действие – «покупать, брать». Последнее слово связано со средневековым в западной церкви обычаем «выдавать индульгенции» (лат. indulgentsia - снисходительность, милость): католическая церковь от имени папы Римского выдавала грамоты об отпущении грехов за деньги или за какие-л. заслуги перед церковью. Русское слово «искупление (грехов)» предполагает большую работу сердца, души, ума чтобы очиститься, измениться, исправить свой путь к Богу. Прагматический компонент английского слова раскрывает способность западного человека найти совсем другие средства (земные): готового скорее не искупать грехи, а выкупить их посредством денег или каких-л. других средств, что, естественно, на самом деле вообще невозможно и звучит, мягко говоря, наивно.


Купить индульгенцию...

Понижение смысла В. Ирзабеков прослеживает в следующих русских словах сожитель/ сожительница. В исконном смысле это слово употребляет А.С. Пушкин в «Капитанской дочке»: «Гости требовали вина, хозяин кликал сожительницу» (зд. хозяин – священник Герасим, а сожительница – попадья Акулина Памфиловна). Ныне это слово отдаёт не вполне чистым духом – вкралось в них что-то тёмное, нечистоплотное. В исконном смысле слово соревнование, некогда произносимое возвышенно, торжественно означало совокупность духовных усилий, ревность ко Христу, стремление к святости, а не как сейчас - «состязание и соперничество за первенство». 

Русскому слову пророчествовать соответствует английский глагол to divine, восходящий к лат. divinus/divus - Богоподобный deus - Бог. Однако в секулярном, либеральном мире английское слово впоследствии приобретает профанное значение с отрицательной коннотацией: заниматься ворожбой.

 И ещё пример: рус. благочестивый соответствует английскому слову pious, сакральное значение которого получает развитие в сторону отрицательной коннотации: ханжеский, лицемерный, льстивый. С этим значением данное слово принимает участие в образовании ФЕ pious fraud- ложь во спасение; «святая ложь». Очевидно, под влиянием данного выражения в конце 20-го в. в русском языке появляется разговорное лукавое выражение: «святая ложь» с таким же значением. 
Пока это выражение не получило народного одобрения в русском языке, и не зарегистрировано в толковых академических русских словарях. Хотя появление в быту такого выражения ещё раз наглядно нам показывает, что проблема экологии языка весьма актуальна и важна. Похоже «гром уже грянул», коль такое выражение у нас на слуху. Безбожные люди в безбожное время «плодят» не только безбожную лексику, а также их действия пропитаны тем же духом - духом лжи, лукавств и коварства.

Некоторые церковно-славянские слова вошли в разговорную речь, став профанными словами с прагматической оценкой (+), например: благодать – первон. милость Господня, дар Духа Святого, помощь Божия, дары Божии всем созданиям; перен. изобилия земных благ; разоблачать – первон. снять облачение (о священнослужителях) (нейтральная оценка); перен. «раскрыть злоупотребления, враждебные действия» (+); воздержание – первон. приготовление к таинству причащения; в целях покаяния полный или частичный отказ от еды или питья (+); перен. умение воздержаться, отказаться от чего-л. (+)

Сакральные слова, став профанными, получают развитие в сторону отрицательной оценки, например: позор - первон. зрелище (нейтральная оценка): нисшедши на позоръ – вышедши посмотреть; перен. бесчестье, постыдное, унизительное для кого-н./чего-н. положение, вызывающее презрение (-); позорити – первон. быть зрителем чего-л.; перен. навлекать позор на кого-н.; брань – битва (сражение с нечистой силой, с врагами Иисуса Христа) (+), перен. ругань (-) и т. д.

В настоящее время некоторые слова духовной лексики с отрицательным значением приобретают положительно-оценочный смысл. Приведём примеры: слово прелесть - первон. заблуждение, прельщение, обман; перен. привлекательность, обаяние - заимствовано из ст.-сл. прэльсть – «обольщение, соблазн (-): (прэ – прист. означает чрезмерное или просто сильное действие + /сущ. льсть – «обман, хитрость» заимствованное из др.-герм. яз. lists «хитрость, козни»/; др.-рус. прэльсть - «обман, хитрость, коварство, угодливое восхваление». Значение «привлекательность, обаяние, нечто очень красивое, прекрасное» (+) в русском языке появилось в 18 веке, в период отступления русских людей от христианских ценностей, отпадения от Церкви, Господа Иисуса Христа. Первоначальное значение становится архаичным, его употребление прослеживается только в церковной лексике. Переносное значение становится доминирующим. Это неудивительно: человек постепенно, отпадая от Истины, уже не пугается козней, лукавства врага рода человеческого: утратив Божью благодать, его душа каменеет, черствеет, мертвеет и помрачается. Всё, что было грешным становится обаятельным, очаровательным, «прелестным». Вот как Исихий Пресвитер описывает, каким образом душа заболевает и, в конце концов, погибает. «Поскольку душа создана Богом простою и благою, она «услаждается мечтательными прилогами диавола и, обольщаясь ими, подбегает к нему, злокозненному, будто к доброму... и смешивает таким образом свои помыслы с мечтанием бесовского прилога» [Влахос 2004:112].


"Искушение Христа" 

Обращает на себя внимание, что не во всех словарях первоначальное значение этого слова упоминается, например: в словаре В.И. Даля мы ещё находим данное значении: «1) прелесть что обольщает в высшей мере; обольщение, обаяние; 2) мана, морока, обман, соблазн, совращенье от злого духа; стар. ковы, хитрость, коварство, лукавство, обман; красота, краса, пригожество и миловидность, изящество; что пленяет и льстит чувствам, или покоряет себе ум и волю», например: Прелесть светской жизни. Не спасает чёрная риза от прелестей. Это прелесть, какая работа! Не красавица, а прелесть! После этой прелести, как это рыба, только пальчики облизать!».

Однако в современных словарях первоначальное значение слова прелесть уже не фиксируется: например, в словаре Ожегова данное слово имеет следующие значения со знаком (+): «1. Очарование, вызываемое кем-н. чем-н. красивым, милым, пленительным. 2. Приятные, пленяющие явления, впечатления» [Ожегов 1964:573]. 

Итак, изучение этимологии русского слова прелесть позволяет проследить динамику развития его семантики, которая, в свою очередь, позволяет нам утверждать, что духовный кризис нашей культуры ещё в 18в. обусловил возникновение второго его значения со знаком (+), а во времена углубленного кризиса духовной культуры в 20в. (период безбожия, лжи подмены, торжества лукавого духа) первоначальное значение слова прелесть исчезает из языка и речи советских людей.

Известно, что источником прелести является ложь. Искусно, изощрённо обманутый лукавым, человек впадает в прелесть, т.е. соблазняется псевдо-верой, псевдоправдой, псевдолюбовью, псевдодобротой настолько, что не может уже отличить, где правда, а где кривда, и, в конце концов, становится безумным, одержимым нечистым духом. Такой человек лишён страха и бдительности перед кознями лукавого.

Каждый по-своему испытывает состояние соединения с сатаной и выполнением его воли. В результате этого союза наша душа мертвеет, поскольку сатана не только сам является мёртвым духом, но умерщвляет тех, кто приближается к нему. Отец лжи нашёптывает нам: «Сколько той жизни! Жизнь коротка: радуйтесь и веселитесь» и вводит, таким образом, нас в заблуждение, насылая на нас всякие наваждения. 

В итоге, у нас произошла переоценка ценностей: зло теперь принимается за добро. Ныне всё, что было злым, мерзким, вульгарным, отвратительным, стало прелестью, прелестным, обаятельным и т.д. Всё, что было осуждаемым и неприемлемым для общества и человека, становится нормой, например, пропаганда низменных пороков в фильмах, спектаклях, в телевизионных передачах и проч. 

Однако, надо отметить, что прелесть – это тяжкий грех. От греха, как известно, помрачаются и омертвляются падшие души. Общаясь с такими людьми, ты тоже невольно грешишь, например, глядя на полуобнаженную размалёванную девицу в транспорте, впавшую в прелесть, ты начинаешь: осуждать, гневаться. Однако, ты ничего не можешь поделать полезного, потому что, во-первых, такая «форма одежды» - это норма, во-вторых, тебя просто высмеют и это сделают на языке легионерском, в результате чего у тебя разболится сердце, и ты будешь казнить себя за то, что не сдержался». Правда, у тебя есть выбор: ты можешь выйти из этого транспорта и пойти пешком, но на улице не легче: таких, как эта «девушка», хоть пруд пруди.


Пока еще фотосессия для мужского журнала. А завтра? Обыденность?

Что делать?! Но варианты всё же есть: 1) ты можешь выключить телевизор, не читать книги, журналы, газеты; не садиться в транспорт, не ходить на работу, на рынок, в магазин и т.д. или 2) жить как жил, только молиться усиленно за таких несчастных соотечественниц и просить Всевышнего помочь нам всем выйти, выползти из прелести, безумия, чудовищного коллапса, бездны, в которой оказалась вся страна. Да что страна – весь мир! Бог Милостив и не даст нам грешным пропасть! Надо верить, любить заблудших (памятуя, что ты не лучше) и, конечно, молиться. 

Важно отметить, что в святоотеческих сочинениях эта немощь, пленение, омертвение души превосходно описаны. Давайте рассмотрим, что говорят наши святые об этом недуге несколько подробнее.

Свт. Игнатий Брянчанинов писал: «Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью, есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину». «Прелесть - утрата истины». Находящийся в «прелести», по словам свт. Игнатия Брянчанинова, «обманут и внутри себя, и вовне».

Как образно и правдиво сказал А.С. Пушкин о том, что люди даже рады находиться в прелести, рады быть легко обманутыми и сами также с лёгкостью, радостью и удовольствием обманывают других, следуя советам отца лжи. Приведём полностью стих нашего гения, посвящённый А.И.Осиповой, одной из муз поэта:

«Алина! Сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви:
Быть может за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!...
Я сам обманываться рад!»

«Привлекательность», «очарование» этой мысли как магнитом притягивала талантливых и гениальных людей России, которые впадая в прелесть, в безумие и воспевали, и призывали зло. Например: Брюсов однозначно отождествил «дьявола» с истиной, Сологуб с подлинным отцом своего героя. Гумилёв Люцифера вообще представил как творца Вселенной. Такая свобода духовного самовыражения, конечно, сама по себе является благом, если она зиждется на христианских ценностях, но в данном случае такая свобода выбрала прямо противоположные ориентиры и обернулась бедой для нашего народа: кровавой революцией, терроризмом, уничтожением всего национального уклада. Подлинная Россия с её просветлённым видением, верой в Спасителя, скрылась, подобно Китежу стала невидимой, чтобы сохранить и снова явить миру сокровища духа. 

В широком смысле прелесть есть состояние всех людей без исключения, произведенное падением праотцев наших. О тотальности заражения прелестью рода человеческого писал св. Иоанн (Кронштадский): «Характер настоящего временного бытия – прелесть». «Ева всегда имеет свой нрав, всегда прельщает» - утверждает свт. Тихон Задонский. 

Всё человечество находится в ложном состоянии и нуждается в освобождении истиною. Беглый взгляд на всю историю человечества убедительно показывает страшные заблуждения людей в смысле устроения и эволюции в общественной жизни, отношении как друг к другу, так и к природе. Постоянные войны, массовые эпидемии всякого рода безумств, накопление совершенно ненужных и даже опасных для самой жизни видов знаний, перепроизводство смертоносного оружия, всевозможные пороки, преступления, пьянство, наркотизация и т.д.


Безумие войны

Ежедневно сообщения СМИ напоминают сводки с военных действий. Ежедневно во всех частях света люди гибнут в автомобильных, воздушных, морских катастрофах, во время наводнений, землетрясений, а также во время военных конфликтов. Сколько всего мерзкого, ничтожного, противоестественного, угрожающего самому нашему существованию сделал и продолжает делать человек на земле. Удивительно и непостижимо, как земля терпит нас и наши дела. Как ещё не поколебались солнце, луна и другие светила небесные, на чём только держится это хрупкое равновесие нашей жизни?


Пермь. Авиакатастрофа. Совсем рядом - жилые кварталы города

Прелесть – это страшная и всеобщая болезнь, которой заражён весь мир. Зрить эту болезнь возможно только тем, кто имеет духовно просвещённые очи. Ощущать эту болезнь может каждое чуткое сердце. У христиан есть молитвы к Богу, Небесным Силам, в которых они обращаются к Ним за защитой от прелестей лукавых, дьявольских. «Осознание своей личной причастности к этой тотальной прелести, заразившей всё человечество, - утверждает православный психотерапевт В. Невярович, - является важным психотерапевтическим моментом, закладывающим духовную основу для исправления своего разума, своих мыслей и поступков». В своей клинической практике автор имеет печальный опыт наблюдений за некоторыми пациентами, впавшими в современные виды прелести (контакты с космосом, НЛО, выходы в астрал и проч.) Часть из прельщённых серьёзно больна (соматически и психически) другая продолжает бесплодные изыскания, всё более удаляясь от истины.

Прелести следует остерегаться не только из-за ложности ощущений, восприятий и отступления от истины, но и вследствие реальной опасности для самой жизни, ибо нередки случаи самоубийств и умопомешательств, причиной которых была именно прелесть. Прелесть может довести человека до состояния умоисступления, умоповреждения. Об этом говорил наш святой Амвросий Оптинский: «Бойся тонкой прелести, ибо подверженные прелести неудобоврачуемы».
Источником прелести есть ложь. Началом зол – ложная мысль. Свт. Игнатий Брянчанинов писал: «Прелесть действует первоначально на образ мыслей, будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения, овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою».
Как видим, это слово употребляется нашими святыми в значении «заблуждение», «обман», таким образом, призывая нас к бдительности, оберегая нас от падения в прелесть. Однако, это слово (и производные от него слова – прелестный, прелестно, прельщать) в современном языке, как правило, употребляется во втором значении со знаком (+).
 

Продолжение следует

Публикация: Январь 2011

 

 Нравится

 

 

 


При перепечатке авторских материалов активная ссылка на "Южный регион" ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Печатным изданиям для этого необходимо получить письменное разрешение редакции
(кроме изданий-партнёров)!


Rambler's Top100

Разместить рекламу