Главная
Раздел

Глава вторая

Порт-Таунсенд

Православная церковь Германа Аляскинского

Городок Порт Таунсенд – один из многих, но примечателен он тем, что здесь обосновался один из приходов   Американской православной церкви – церковь святого Германа Аляскинского.  Поскольку православных приходов здесь значительно меньше, чем в других штатах, я подумала о том, что было бы интересно об этом написать. Тем более, что читателю наверняка любопытно узнать, чем отличается американская церковь от русской.
С самого начала хотелось бы подчеркнуть, что данный очерк, так же, как и предыдущий,  имеет исключительно познавательные цели.

Здешний храм -  скромное здание на тихой окраине города. Его  принадлежность Православной церкви очевидна и в среде слияния множества культур: над основным зданием возвышается купол с  привычным русскому взору крестом. 


Храм Германа Аляскинского в Порт-Таундсене

 Храм был построен самим настоятелем при помощи малочисленного тогда ещё прихода. А проповедником  Православия в русской Америке стал преподобный Герман Аляскинский,  монах из Валаамского монастыря, рукоположенный в священники и исполнявший в Северной Америке миссионерский долг в первой трети XIX века. Здесь он крестил десятки тысяч местных жителей. Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а после переселился на близлежащий остров Еловый, который назвал "Новым Валаамом". Остров Еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца.

 Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению на восемьдесят первом году жизни.


Храм возведен на лоне живописной природы

На пороге меня вежливо, по-английски привечают незнакомые люди. Вхожу в залитую светом богослужебную часть храма. Знакомый запах благовоний  и свечей будто обещают, что здесь я должна услышать родную  речь. Так мы привыкли – связывать то или иное вероисповедание с определённым народом, языком.


Интерьер храма

А в действительности было вот как. Ровно в 10 утра забили колокола, вместе с ними зазвучало пение хора  – началась литургия. На английском.  Так я впервые услышала православное богослужение на иностранном языке. Удивительно. Сосредоточенно слежу по брошюре за текстом литургии и вдруг слышу в исполнении хора троекратное русское «Господи, помилуй!».  Конечно, мой взгляд  рефлекторно переключился на состав хора, но русских я встретила позднее.


Литургия

Что представляет собой здешний церковный хор?  Это группа из примерно пятнадцати человек, внешне ничем не отличающихся от прихожан церкви в России, - сдержанность в одежде и манерах.  Интересно было наблюдать, как Макрина – так зовут регента (здесь эта должность называется иначе – директор хора) – успешно руководила хоровым служением  в то время как на плече её дремал малолетний сынишка. 


Церковный хор

Другие дети устроились прямо на полу, у ног пап и мам, а те в свою очередь жестами призывали детвору  вести себя благочинно. После литургии  настоятель храма отец Николас обращается к пастве с короткой проповедью, затем прихожане оглашают молитвенные просьбы, звучит молитва пастыря о страждущих, о начальствующих, о церкви. А вот и заключительная часть воскресного богослужения – святое причастие. По традиции совершается оно всеми крещёнными в Православии.


Время общей молитвы

По окончании службы народ не торопится расходиться – все отправляются в соседнее здание, ещё недостроенное. Здание представляет собой помещение  для общений, для совместной трапезы или чаепития. Именно здесь, во время знакомства с людьми, я с удивлением обнаружила, что среди прихожан люди  с самыми разными этническими корнями  –  западноевропейскими, греческими, русскими и даже индейскими. «Около восьмидесяти процентов прихожан – это люди, обратившиеся в Православие из других конфессий», - поясняет настоятель храма отец Николас  Кайм. На вопрос о том, как пришёл к Православию он сам, американец по происхождению, отец Николас  сказал следующее: "Мы с женой уже были верующими, когда познакомились с русским монахом в Калифорнии. Тогда я ничего не знал о Православии, но встреча с тем человеком побудила меня узнать об истоках христианства,  так я начал изучать историю ранней Церкви. Меня привлек факт, что изначально в Церкви не было разделения на деноминации ни по теологическим признакам, ни по доктринальным. Конечно, она отличалась в культурном или языковом отношении, подобно тому, что происходит сейчас, но основы веры оставались неизменными. В ходе изучения истории христианства  я  пришёл к убеждению, что   Православная церковь  произошла от первоапостольской, и принял решение креститься в Православии".


Отец Николас Кайм

Что связывает Русскую Православную Церковь  с Церковью Америки?
По словам отца Николаса, Американская Православная Церковь обрела независимость от Русской Православной Церкви ещё до падения коммунистического режима в Советском Союзе, в семидесятых  годах прошлого столетия. «Мы имеем русское наследие, потому что  произошли от русской Церкви, и сегодня у нас очень тесные, родственные отношения с Московским патриархатом, с русской Церковью. Однако, несмотря на то, что в нашей архитектуре и литургии упоминаются многие русские святые, мы всё же Церковь американская,  с русскими корнями»,- говорит отец Николас.

Следует отметить, что в США Православная Церковь нередко подразделяется по национальным признакам, здесь вы встретите болгарскую церковь, греческую, сербскую, русскую и другие. Так сложилось исторически: церкви эти сформировались не в смешанной национальной среде, а преимущественно в диаспорах.

Чем живёт единственный на полуострове Православный приход? Каждый старается внести посильный вклад в развитие церкви, в богоугодные дела. Десять процентов от общего финансового дохода отправляется на помощь нуждающимся  как в Америке, так и за рубежом. Одной из недавних благотворительных акций церкви было представление самодеятельного кукольного театра, выступление церковного хора  с последующем угощением всех присутствующих. Было это 6 декабря, в День святого Николаса. Храм  был переполнен, особенно волнительным мероприятие было для  детей. На первый взгляд, событие может показаться чисто развлекательным, но это не так: святой Николас был реальной личностью, одним из самых известных святых, верным последователем Христа.  Кроме этого, церковь устраивает благотворительные обеды для малоимущих и бездомных. В строящемся здании  планируется проведение фольклорных концертов – музыкальных и хореографических.


Юная прихожанка храма с почти русским именем Galia

Такова Церковь на севере Америки – и похожая, и не похожая на Церковь  в России. Наверное, это нормально, как нормально детям одного отца быть схожими, но при этом иметь и отличительные особенности. Главное, что Церкви объединяет, - в эти дни они говорят друг другу:
«С Рождеством Христовым!».

 

 

Главная
Раздел

  
 

 

  

  Rambler's Top100