*

Главная
Раздел



Юлия ВОЛГИНА

Храму - быть!

Не может человек жить без души. Что такое – тело без души? Труп. Безжизненная плоть, быстро превращающаяся в прах. И весь наш мир, созданный Богом, без своего Создателя существовать не может, нравится эта мысль кому-то или нет. Присутствие Творца есть во всем, что нас окружает, что мы видим и слышим, чувствуем и с момента нашего появления на этом свете воспринимаем как само собой разумеющееся. Бог – это жизнь. И все живое на нашей Земле – такой большой для нас и такой маленькой относительно Вселенной – об этом знает. Все живое, даже не наделенное разумом! Ведь для того, чтобы это ощущать, достаточно одной только души.
Поэтому в мире испокон века существует религия. Поэтому человек, в какие бы времена он ни жил и кем бы ни был в своей жизни, всегда стремился поддерживать связь с Высшим Разумом, Высшим Источником жизни, то есть с Богом. Каждый народ делал это по-своему: так, как умел. И нет в мировой истории ни одной цивилизации, существование которой можно было бы охарактеризовать, как атеистическое.
Так было и на Руси, языческой, а потом принявшей Православие. Христианская связь с Богом осуществляется посредством участия людей в церковном богослужении. Православные христиане регулярно посещали церковь, чтобы приобщаться к каноническим церковным Таинствам – исповеди и причастию. Основным считается Таинство Евхаристии – незримое Превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, которое совершается во время Божественной Литургии на Престоле – самом священном месте храма.
Не углубляясь в догматы православного вероисповедания, здесь уместно привести слова героя отечественного художественного фильма «Спас под березами»:
«Мир-то на физических законах только номинально держится. Он в одно целое церковными Престолами сбит. Земля, как гвоздиками, усыпана храмами Божьими. И храм-то – он не сам по себе! Он возведен вокруг Престола, как оправа драгоценному камню. На Престоле свершается великое Таинство – дарование нам возможности общения с Богом. По всей земле. Ежедневно и беспрерывно. Если прервать служение Престола, одного гвоздика в креплении мира не станет. А сколько храмов в былое время позакрывали! Столько, что мир пошатнулся…».
О том, что претерпела в 20-м веке Русская Православная Церковь, можно не говорить – все это еще свежо в нашей памяти и, к счастью, уже позади – Россия встала на спасительный путь возрождения. Но и сегодня кому-то из россиян, живущих в родной стране, приходится отстаивать свое право быть прихожанами православного храма.

Расположенное в Краснодарском крае село Суворовское - такое же, как десятки других кубанских станиц и хуторов. Люди живут обыкновенной сельской жизнью. Привлекает к себе внимание одна история, которая продолжается в этом поселении уже 35 лет. Это история возрождения храма.


Святой храм во имя Благоверного князя Александра Невского появился здесь в начале прошлого столетия. Казачье поселение тогда называлось «хутором на 3-ей речке Кочеты» и относилось к юрте станицы Васюринской. Сведения об этом имеются в Государственном архиве Краснодарского края. Из информации в Справочнике по Ставропольской епархии за 1911 год, можно сделать вывод, что хутор считался богатым и благополучным. Население его составляло «9023 душ, 1283 дворов, рождений 525, браков 99, смертей 229». Хуторянами были построены каменная церковь и церковно-приходская школа. «Церковь во имя Святого Александра Невского, расположенная на хуторах по речкам Кочеты-2-е и Кочеты-3-и, в юрте станицы Васюринской Екатеринодарского отдела Кубанской области, построена и освящена в 1910 году», - гласит запись в том же Справочнике за 1910 год. В Кубанском календаре на 1915 год указано, что в хуторе 3-я речка Кочеты 2-го благочиннического округа Кубанской области Ставропольской епархии служит иерей Александр Тихомиров.
Храм был действующим до 1926 года. Потом его закрыли, как множество других церквей на послереволюционной Кубани. Как повелось в связи с богоборческими настроениями коммунистического режима, храм какое-то время пустовал, затем использовался в качестве зернохранилища.
В конце 70-х годов местному колхозу район выделил деньги на строительство Дома культуры. Но деньги эти колхоз пустил на другие нужды, а «клубом» решили сделать старый храм.
Храм имел два купола, один – над центральной частью строения, второй – над колокольней. Ломать – не строить: снесли купола и переделали крышу. В бывшей колокольне устроили кинобудку. Там, где располагался алтарь, оборудовали сцену. Надо было как-то преобразить стены: их украшали фрески, выполненные в православной традиции. Фрески решили покрыть раствором извести. По рассказам очевидцев, белили дважды, но контуры росписи все равно проступали через побелку, рисунки будто проявлялись. Тогда фрески «замуровали» - выложили стены гипсовой плиткой. В храме не было электричества. Взялись проводить электропроводку в бывшем алтаре. Плиткой там не выкладывали, и по центру восточной стены довольно четко просматривался «забеленный» лик Пресвятой Богородицы. Сей факт не помешал одному из рабочих начать пробивать стену прямо по изображению Богоматери. И сейчас же, в пока еще обесточенном храме, электрик был насмерть поражен током. Но даже этот несчастный случай, не поддающийся научному объяснению, людей не остановил. Домом культуры храм все-таки объявили.
В 1974 году на общем сходе села, где присутствовало около 150 человек, верующие суворовцы подняли вопрос о том, что Дом Божий недопустимо превращать в Дом культуры – надругательство над святыней ни к чему хорошему село не приведет. Что интересно, большинство присутствующих на собрании с этим были согласны. Но вернуть храм оказалось совсем не просто.
Естественно, основным аргументом противников существования в селе церкви стал вопрос – а как же клуб и «культурная» жизнь, где будет собираться на танцы молодежь?! Верующие пытались объяснять, что храм, хоть и недействующий, продолжает оставаться храмом, так как в нем освящен Престол. Убеждали немедленно прекратить бесчинство, не быть сынами, не помнящими веры отцов, но… Этой истории предстояло затянуться почти на четыре десятилетия.
В стенах бывшей церкви села Суворовского кипела «культурная» жизнь. Суворовцам, которые стремились к жизни церковной, пришлось довольствоваться поездками в соседние населенные пункты, где храмы использовались по назначению.
В 2004 году православные жители Суворовского организовали инициативную группу, чтобы ходатайствовать властям о возвращении сельской церкви верующим на вполне законных основаниях. Теперь уже все знали: по Закону Российской Федерации, храм, построенный до революции, власть обязана безвозмездно передать зарегистрированной религиозной организации Русской Православной Церкви. В селе Суворовском этой организацией является Свято-Александровский церковный приход. Прихожане отнятого у них храма обращались и к администрации сельского округа, и во всевозможные вышестоящие инстанции, но дело с мертвой точки практически не сдвигалось.
К великой радости верующих, в 2007 году на приход прислали служить священника, которому не оставалось ничего иного, как вступить в борьбу за храм. Теперь все «мытарства», трудности, споры и бесконечные переговоры легли на плечи иерея Георгия Голубева. Основным помощником батюшки стал прихожанин Виктор Николаевич Прун.

– Наверное, ни в одной стране мира общество не позволяет себе так по-хамски относиться к святыням, как у нас –
говорит Виктор Николаевич. Вы попробуйте в арабском государстве сказать мусульманам что-нибудь оскорбительное об исламе или совершить какой-то поступок, любое действие, неуважительное по отношению к их религии. Вряд ли вам после этого там будут рады…
Действительно, какой ни возьми народ – мусульмане, буддисты, кришнаиты, язычники-индейцы или какие-нибудь полудикие африканские племена – все трепетно хранят свою веру. Такое же чувство испытывали и верующие в Бога жители Суворовского. А приверженцы «культуры» упорно стояли на своем: клуб для села важнее, чем церковь.
В 2008 году совместными усилиями организовали официальный опрос мнения местного населения. Группа, проводившая это исследование, включала в себя как активных прихожан, так и работников сельской администрации. Ответы опрошенных людей были документально зафиксированы. Итог опроса превзошел все ожидания: две трети жителей села высказались за восстановление православного храма, даже в случае прекращения деятельности клуба!
Здесь остановимся на главном камне преткновения в описываемой истории – той самой «клубной» деятельности. Она на сегодняшний день отдаленно напоминает функционирование ночного клуба, какие любит посещать «продвинутая» городская молодежь. Потому что основным мероприятием здесь можно считать традиционную еженедельную дискотеку.
Какие бы творческие объединения ни числились, как существующие в настоящее время на базе Суворовского Дома культуры, поверить в реальное их наличие крайне сложно.
При осмотре здания любой нормальный человек ужаснется при мысли, что в таких условиях кто-то может заниматься танцевальным, вокальным или каким бы то ни было творчеством. Муниципальное учреждение культуры, называемое «Культурно-досуговым центром Суворовского сельского поселения» пребывает в плачевном состоянии. По всей видимости, ремонт помещения, хотя бы «косметический», делали в очень далеком прошлом. Полы, стены, окна и то, что когда-то можно было назвать мебелью, являют собой жалкое зрелище. Завершает жуткую картину полупрозрачная из-за давно прогнивших досок постройка, именуемая туалетом, которая ютится за Домом культуры и служит образцом антисанитарии. Совершенно непонятно: за какую культуру здесь сражаются? А противостояние продолжается и сегодня.
Нельзя не согласиться с тем, что молодежи в селе и правда деваться некуда – единственным развлечением можно считать дискотеку. Значит, проблему должна решить администрация сельского округа. Надо всего лишь подыскать помещение для проведения этих дискотек. В селе есть пустующие земельные участки, где можно построить новое здание и разместить в нем Дом культуры, но понятно – строительство требует средств, которые бюджет района или края уже не выдает. Другой выход: выделить помещение в одном из общественных зданий села. Но этот вариант тоже не всем нравится.

Мы понимаем, говорит Виктор Николаевич, что не по своей вине наше молодое поколение вносит свою лепту в осквернение святыни. Мы, взрослые люди, в этом виноваты. Разумный человек не станет намеренно навлекать на себя гнев Божий. А у нас в селе именно так и получается. Что мы оставим после себя нашей молодежи? Сейчас в Суворовском обострены все нравственно-духовные проблемы. Немало в селе случается убийств, процветает сектантство – безрадостная обстановка, не говоря уже об экономическом упадке: большинству людей трудно устроиться на работу, прокормить семью, вырастить детей. Село нищее, оно практически вымирает. Хотя живем мы на плодородной кубанской земле, которая кормила наших предков-казаков и считалась во всех отношениях благодатной. А теперь нет на ней благодати Божьей. Откуда же ей взяться, когда посреди села стоит изуродованный Божий храм, который не прекращают осквернять?
Большинство наших односельчан понимает, что нам нужна церковь, куда в любой момент можно прийти помолиться, попросить Господа, чтобы простил грехи, помог справиться с житейскими бедами, даровал здоровье и защитил от всякого зла наших детей. А в родном селе такой возможности нет. Ближайшие храмы находятся в хуторе Железном, в станицах Пластуновской и Воронежской. Это очень далеко – не у всех ведь есть личный транспорт. Добираться туда на автобусах или «попутках» старикам или тем, у кого маленькие дети, очень сложно. Поэтому мы настаиваем на возвращении нам нашего храма. И мы уверены, что в ближайшее время здание будет отдано церкви либо в добровольном порядке, либо через суд, так как удерживать его от передачи церковной общине незаконно. Когда наш приход получит право пользоваться зданием, как храмом, здесь будет освящен временный предел, где станет возможно проводить богослужения. У нас уже готов разработанный специалистами проект по переоборудованию помещения в тот вид, который храм имел в прошлом веке. Это наш священный долг! Тем более сейчас, когда вся Россия проголосовала и признала величайшим светочем русской земли Александра Невского, для нас было бы преступлением оставить в осквернении храм, освященный в его имя!

Сколько бы воды не утекло, а вот она – связь времен. Вовсе мы – не «Иваны, не помнящие родства». Когда-то Александр Невский насмерть стоял за Отчизну и свой народ, а сегодня обычные русские люди, не жалея сил, стойко отвоевывают Свято-Александровский храм. Можно бы этому только порадоваться. Если бы не одно «но»…
Сейчас в России существует две формы возврата церковной собственности: передача в безвозмездное пользование и передача в собственность. В основном возврат осуществляется ( в соответствии с постановлением правительства России № 490, принятым 30 июня 2001 года ) по первому варианту: в пользование. По словам члена комитета Госдумы по связям с общественными и религиозными организациями Сергея Обухова, по всей стране "лишь 47 объектов религиозного назначения передано религиозным организациям в собственность". Новый законопроект предусматривает более интенсивную передачу религиозного имущества в собственность. В России основной "религиозной организацией" является Русская Православная Церковь: согласно цифрам, приведенным в докладе тогда еще Патриаршего местоблюстителя митрополита Кирилла на Поместном соборе 27 января этого года, к концу 2008 года на территории России имелось около 17 тыс. приходов и 478 монастырей. Большей части из них до революции принадлежали один или несколько храмов, а также земельные участки: общая площадь земли, бывшей в собственности Церкви накануне Октябрьской революции, оценивается в 3 млн. гектаров. Если все имущество, незаконно отнятое у Русской Церкви, будет возвращено, Церковь станет крупнейшим после государства собственником: земель, построек, художественных ценностей.
Но все ли реалии современной церковной и общественной жизни учли законотворцы?
По мнению православных экспертов, в законопроекте есть несколько подводных камней.
Александр Бугаевский, занимающийся в Московской Патриархии в течение почти 20 лет возвращением Русской Православной Церкви изъятых у нее в годы гонений монастырей и храмов, считает, что практически все церковное имущество должно быть оформлено религиозным организациям в собственность. И все-таки пока необходимо сохранять и передачу в безвозмездное пользование. Для этого есть две причины: во-первых, согласно российскому законодательству нельзя передавать в собственность особо охраняемые памятники архитектуры. Их не много, но это значимые для Церкви святыни: например, соборы Кремля, Новодевичий монастырь, Успенский собор во Владимире. Они могут передаваться Церкви только в безвозмездное пользование.
Во-вторых, многие объекты были переданы Церкви разрушенными, и восстановить их по силам только государству.
Но не оставляет ли передача в пользование возможность для новых экспроприаций?
В соответствии с Российским законодательством здания, находящиеся в безвозмездном пользовании, могут быть в течение двух месяцев изъяты у общин и возвращены собственнику: государственным или муниципальным структурам. Причем расторгнуть договор на безвозмездное пользование зданием собственник может даже и без объяснения причин.
Такие опасные прецеденты уже возникали в Москве. В 2007-2008 годах префектура ЦАО пыталась отобрать у кафедрального Богоявленского собора три строения, переданные в безвозмездное пользование общине собора более десяти лет назад. К счастью, этой экспроприации пока удалось избежать. Та же угроза возникла сейчас у общины храма Свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной: десять лет назад приходу удалось вернуть небольшую часть (200 м в полуподвале) дома причта, а теперь появился инвестор, который хочет перестраивать все здание, и префектура ЦАО настаивает на освобождении общиной помещения, не предлагая ничего взамен. А будь эти 200 метров в собственности у Церкви, с приходом разговаривали бы совсем по-другому.
Источник: Православие и мир. http://religare.ru/article63859.htm
Вот и выходит, что радоваться, вероятно, несколько преждевременно. В действительности православной общине Свято-Александровского прихода остается надеяться на лучшее и ждать помощи Божьей в развитии событий.

Фото к материалу


Приглашает сельский "очаг культуры"


Это его фасад


Ну что же, давайте посмотрим на "чудеса"


На латаный-перелатаный пол в тускло освещенном зале


На рабочее место ди-джея молодежных дискотек


На место, где "повышают градус культуры" во время дискотек


А ведь предки строили храм...


не для того, чтобы отец Георгий с прихожанами мыкались сегодня по соседним хуторам

Вот такую "культуру" в Суворовском который уж год упорно защищает местная сельская администрация.

Видео по теме: программа Андрея Малахова "Свято место" из цикла "Пусть говорят" о храме в селе Суворовском Краснодарского края

 

 

Публикация в "Комсомольской правде" по этой же теме

 

 Нравится

 

Главная
Раздел

 


Rambler's Top100


При перепечатке авторских материалов активная ссылка на "Южный регион" ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Печатным изданиям для этого необходимо получить письменное разрешение редакции
(кроме изданий-партнёров)!


 

Разместить рекламу