Главная
Раздел


Талгат ИШЕМГУЛОВ
член Союза журналистов России
(Республика Башкортостан)

Взаимовлияние  и взаимопроникновение языков, традиций и культур народов, населяющих нашу планету процесс объективный, идущий на протяжении многих тысячелетий человеческой цивилизации и не зависящий от воли правителей, национальных элит и систем общественного устройства. Это есть одна из составляющих частей самого прогресса цивилизации. При одном непременном условии отсутствии любого диктата. В том числе и диктата моды. Когда же что-то бездумно копируют и пытаются перенести на совершенно чужеродную почву, часто получается такое уродство, как то, о котором рассказывает в своей зарисовке-размышлении Талгат Ишемгулов.

Восточный танец
(зарисовка-размышление)

– Доченька, ты постарайся выступить отлично, ладно? – горячим шепотом говорила мама тоненькой, явно младшего школьного возраста девчонке. Та поеживалась в так называемом «восточном» наряде. В клубе было достаточно прохладно.

– Ты же у меня умница. Главное старайся, как можно плавнее водить тазом, знаешь, так чтоб томно получалось, и потом переходи.., – тут меня позвали в зал и я не слышал продолжения разговора.

Начинался концерт конкурсных номеров районного смотра художественной самодеятельности. Номера шли стандартно. Выступали, в основном, дети. Они старательно пели, танцевали, читали стихи. И все это делалось искренне, чем они и отличаются от «взрослых» номеров.

Я с удовольствием смотрел на разнообразие артистических способностей детей. Звучали башкирские, татарские, русские, украинские песни и в этот яркий хоровод вплетались детские танцы.

Мероприятие явно удавалось, но что-то скребло у меня внутри... В таких концертах, по моим многолетним наблюдениям, обязательно присутствуют «неожиданности», вызывающие негативные эмоции. Так вот такой неожиданностью в последнее время становятся так называемые «восточные танцы».

Это стало, как эпидемия. В конкурсных концертах через раз обязательно вставляют номер этого «забугорного» танца. Подобное «счастье» ожидало и на этот раз.

Зазвучала темпераментная восточная музыка и на сцену выплыла крохотная, худенькая девочка в возрасте примерно девяти лет. Девочка старательно выполняла все наставления своей мамы. Ходила по кругу, виляла всеми частями тела, трясла худенькими плечами и при этом выдавливала из себя «сладкую» улыбку. Танец нарастал, ритмы убыстрялись, девочка все стремительней кружилась в водовороте зажигательной мелодии.

Наступила кульминация танца – «танец живота». Девчушка извивалась, как могла, по ходу танца: и на пол сцены садилась, и крутила торсом... А что меня особенно всегда поражает – так это стремление как можно чаще трясти мелкой дрожью нижней частью тела, считая это, по-видимому, главным элементом «восточного танца». Танец закончился эффектным выгибом хрупкого тельца  и высоко поднятыми руками.

Концерт закончился. Члены жюри ушли советоваться для подведения итогов. Я же смотрел на эту девчушку, вокруг которой крутилась ее мама, накидывая на нее теплую куртку, и радостно говорила:

– Молодец, доченька. У тебя здорово получилось!
– Мама, а меня возьмут на заключительный концерт? – с неуверенной надеждой спрашивала девчонка.
– Да, конечно, милая моя. Ты так здорово станцевала. У тебя классно получилось! Ага, смотри, жюри вышло. Сейчас итоги объявят.

И они в трепетном ожидании триумфа поспешили в зал. Там уже оглашались номера, которые прошли на заключительный этап районного конкурса. Я краем глаза следил за девочкой и ее мамой. Уже зная итоги, мне предстояло увидеть маленькую трагедию неопытного сердца маленькой девчушки и злое разочарование маминого лица.

Как и следовало ожидать, «восточный танец» на заключительный этап не взяли.

Девочка зашмыгала носом и с горестным недоумением спросила:
– Как же так, мама? Ты же говорила, что хорошо получается, и что если я его станцую, меня обязательно возьмут? А теперь что же?

Мама наклонилась и злым шепотом успокаивала свою дочь:
– Ты, прекрасно станцевала, это я тебе точно говорю. Только вот жюри бестолковое. Понасажали бездарей. Вот я им сейчас задам! Постой-ка тут... 

И решительным шагом направилась к сидящим в середине зала членам жюри. О чем они там беседовали, не было слышно, только видны были энергичные жесты недовольной женщины. Результат разговора был явно не в пользу мамаши.

Девчонка с печальными глазами с надеждой смотрела на горячий спор взрослых. Увидев спускающуюся разъяренную маму, поняла: все… Ее не взяли… И, опустив голову, тихо заплакала.

Мать решительно дернула дочку за рукав: 
– Пошли отсюда. Нам тут делать нечего. Деревня, она и есть деревня. В городах «восточные танцы» идут на «ура», только тут сидят какие-то замшелые. Что бы понимали в современном искусстве! А ты не реви, – шикнула на заплакавшую в голос девчонку.

И они направились к выходу. Я смотрел им вслед, мне было, очень горько за девочку и разбирала досада на мамашу.

Мне часто приходится сталкиваться с подобными сценами. И размышляя, никак не могу понять логику таких родителей. Неужели они не понимают, что в погоне за оригинальностью они зачастую выбирают далеко не  лучший вариант... 

Я всегда объяснял в таких случаях, что «восточные танцы» не имеют никакого отношения к фольклору арабов и других народов Востока. Так называемый «восточный танец» – это гаремный танец жен и наложниц какого-нибудь восточного богатея. Это эротический танец, предназначенный для зрелища узкого круга мужчин, относящихся к классу аристократии и племенной знати. И что таким танцем, исполняемым одной из наложниц, гостеприимный хозяин оказывает особое внимание и уважение гостям. А эти обнаженные плечи, открытый живот, бедра, покрытые просвечивающей тканью, рассчитаны только на вызывание нездорового интереса мужской части зрителей.

Всегда удивляюсь примитивности мышления некоторых девушек и мамаш, которые считают, что если танец с Востока, то, следовательно, имеет отношение к мусульманскому искусству. Нет и еще раз нет!

Да, некоторые могут мне возразить, что все-таки, есть такое явление как «восточный танец», особенно «танец живота». И по телевизору часто показывают, и Интернет забит такими сюжетами. Согласен. Но у меня есть возражение и встречный вопрос. Кто-нибудь видел по телевизору или в Интернете, чтобы этот танец исполняла девятилетняя девочка и вообще несовершеннолетняя? Уверен, что нет.

Там, за «бугром» это называется сексуальным развращением детей. За это в тюрьму сажают. И они правы. Не должна малолетняя девочка, извиваясь своим субтильным телом вызывать какие-то нездоровые инстинкты у зрителей.

Особенно меня разбирает досада, когда наши девушки, исполняющие песни на башкирском языке, написанные на мелодию с использованием восточных ритмов, в качестве подтанцовки используют опять же этот пресловутый «восточный танец». Мне как-то неловко смотреть, когда поют песни на моем языке на фоне извивающихся девичьих тел, что совершенно не соответствует национальному искусству башкир.

...Мне было жаль эту девочку. Она так верила своей маме. И я до сих пор слышу ее плач и недоуменно спрашивающий голосок: «Мама, а ведь нам говорили, что башкирский у меня получался лучше. Может, надо было его станцевать?».

Да, девочка, твоя интуиция подсказывала правильное решение. Это говорил в тебе голос предыдущих поколений предков, которые в течение тысячелетий выработали изумительное искусство, называемое башкирским танцем. Ты, права девочка, твое существо и душа хотели танцевать этот танец, ведь в нем есть уникальная пластика, которой нет ни в одном другом танце... Она, действительно, способна подчеркнуть особую стать, грацию и очарование башкирской девушки. Но, волей случая тебе не удалось на этот раз...

Ты подчинилась чужой воле. Чужой и чуждой национальному искусству и национальному колориту. В жизни бывают такие провалы. И не обижайся на членов жюри: они видели твои танцевальные способности и, желая тебе лучшего, отказали в триумфе на сцене чуждого, что навязали тебе против твоей воли.

Конечно, горько и обидно терпеть поражения. Но у тебя все еще впереди. Я надеюсь, что ты переживешь эту неудачу, и теперь, получив собственный горький опыт, сумеешь определить, что истинно Прекрасно... И мы ещё увидим тебя в вихре светлого, праздничного, яркого танца. Удачи тебе, дитя!

От редакции. К сожалению, такое уродство, как «детский танец живота» в российском сегменте Интернета уже появилось. Оттуда и была нами взята одна из иллюстраций к материалу Талгата Ишемгулова. Что поделаешь – издержки нашей демократической «свободы»...

 

Публикация: ноябрь 2011

 


 

Нравится

 

 

Главная
Раздел

 

При перепечатке авторских материалов активная ссылка на "Южный регион" ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Печатным изданиям для этого необходимо получить письменное разрешение редакции
(кроме изданий-партнёров)!
 

Rambler's Top100

Разместить рекламу