*
 
 
 

Наталья БУЗИНОВА
научный сотрудник
Усть-Лабинского историко-краеведческого музея,
участник археологических экспедиций.
Область научных интересов - археология и история
территории современной Кубани с древнейших времён
до периода средневековья включительно
 
КУРГАНЫ НЕ МОЛЧАТ
Древнейшее население Прикубанья

Усть-Лабинский район расположен в самом центре Кубани, в месте слияния двух крупных рек – Кубани и Лабы. Эти путеводные артерии тесно переплетаются с историей прикубанской степи.


Археологическая карта Кубанской области.
Составитель Е.Д. Фелицын. Издана в 1882 г.

Степное пространство междуречья идеально как для занятия земледелием, так и для выпаса скота. Реки богаты рыбой, а пойменные леса – дичью. Эти благоприятные условия люди оценили ещё в древности.

Наиболее древние обнаруженные памятники дали сведения о людях второй половины III и II тысячелетия до н.э. Их оставили представители майкопской культуры. Такое название археологи дали этим племенам по самому яркому памятнику – кургану, раскопанному в 1897 г. в Майкопе. Основным занятием населения было скотоводство. О первых поселенцах нам рассказывают древние курганы. Захоронения совершались в прямоугольных ямах. В могилу помещали керамические сосуды, орудия из камня, бронзовые ножи, украшения.


Бронзовый нож из захоронения

Над погребением возводили курганную насыпь. Нехватка пастбищ вынудила эти племена к освоению степных территорий Правобережья Кубани. Переселившись в степи, они перешли к полукочевому скотоводству. И здесь уже были ассимилированы племенами других культур. Древнейшие захоронения были обнаружены в курганах у станиц Тенгинской, Некрасовской, Александровской. Майкопская культура стала ярким явлением эпохи ранней бронзы на Северо-Западном Кавказе.

Новые племена, населившие междуречье Кубани и Лабы появляются во втором тысячелетии до н.э. В археологии их именуют как племена северокавказской и катакомбной культурно-исторической общности.

Северокавказская культурно-историческая общность представлена подкурганными захоронениями. Их находят в погребениях, впущенных в насыпи более древних погребений.  Археологи пока не нашли следов поселений или стойбищ, что дает основание считать носителей этой культуры кочевниками.  При раскопках часто встречаются характерные баночные сосуды, орнаментированные отпечатками шнура, кости мелкого и крупного рогатого скота. Умерших хоронили вытянуто или скорчено на боку. Дно могилы выстилали циновками, травой или древесной корой, иногда тело погребенного посыпали охрой. Металлический инвентарь представлен бронзовыми ножами, богато орнаментированными молоточковидными и посоховидными булавками, кольцами и дисковидными медальонами, подвесками в виде перевитых шнуров. Племена этой культуры славились обработкой бронзы и изготовлением орудий труда и украшений.

В 2009 году курган в х. Саратовском исследовала Кавказская археологическая экспедиция Государственного музея искусств народов востока (г. Москва) под руководством Е.А. Бегловой совместно с историко-краеведческим музеем Усть-Лабинского района. В нем оказались погребения северокавказской культуры.


Погребение северокавказской культуры

Инвентарь, найденный в захоронениях: шило бронзовое, нож бронзовый, булавка костяная, кольца височные, большое количество бронзовых подвесок и несколько бусин.

Племена катакомбной культуры оставили на Кубани курганные погребения в катакомбах. Катакомба состояла из входной ямы (ее глубина иногда достигала 10 – 15 метров), в одной из стенок которой сооружалась камера (пещера), куда помещался покойник. Такие ямы выкапывались с помощью бронзовых инструментов, их следы археологи часто прослеживают на стенках ям. Инвентарь захоронений достаточно скуден: керамические сосуды, украшенные «веревочным» орнаментом, изредка бронзовые украшения и орудия труда.

В середине II тысячелетия до н.э. часть племен срубной культуры из волго-донских степей проникла в степную Кубань,  и вытеснили племена катакомбной культуры в предгорья. Свое название новая культура получила от конструкции погребального сооружения – могильной ямы, укрепленной деревянным срубом с бревенчатым перекрытием. В Прикубанье срубные конструкции исчезли, но элементы обряда и характерные изделия сохранились.

В Закубанье обитали племена кобанской культуры, достигшие совершенства в обработке бронзы. Эта культура оказала некоторое влияние на развитие Прикубанья. Кобанские племена оставили после себя искусные топоры, кинжалы и различные украшения. В историко-краеведческом музее Усть-Лабинского района экспонируются некоторые украшения этой культуры.


Фибулы. Кобанская культура.
(Историко-краеведческий музей Усть-Лабинского района)

Позже, к I тысячелетию до н.э., благодаря письменным источникам соседних народов, главным образом греков, стали известны и названия племен, населявших правобережную Кубань. Переход от эпохи бронзы к железному веку в этих степях связан с появлением ираноязычных кочевников – киммерийцев и скифов.  Наиболее древние племена киммерийцев, заселявших в конце IX VIII в. до н.э. степи Северного Причерноморья и вытесненные в Малую Азию скифскими племенами, оказали заметное влияние на древнемеотские племена, свидетельством чего являются предметы конской сбруи и вооружения из могильников Прикубанья.

С VII в. до н.э. начинается новая эпоха история развития человечества – эпоха железа. В VII в. до н.э. в степях появляются скифы, о чем сообщает Геродот. В истории VII в. до н.э. отмечен походами скифов в страны Передней Азии (путь туда шел через Кавказ). Мобильные, хорошо вооруженные скифские конники, не знавшие себе равных в стрельбе из лука, были желанными союзниками и страшными соперниками для многих правителей Древнего Востока. Свои походы в Закавказье скифы совершали из предкавказских степей. Одним из плацдармов для набегов было Закубанье с его предгорным пастбищами. Памятники скифского времени в Прикубанье отражают сосуществование и взаимовлияние меотских и скифских племен. (1)


Наконечники копий бронзовый VII – VI вв. до н.э.
и железные V – II вв. до н.э.
(Историко-краеведческий музей Усть-Лабинского района)

Основным оседлым населением Кубани в это время являлись меоты. Меоты – собирательное название племен, в состав которых входили дандарии, досхи, псессы, синды и многие другие. Изучение археологических памятников меотской культуры (конца IX в. до н.э. – III в.н.э.) позволяет очертить территорию, заселенную меотскими племенами. Это нижнее и среднее течение Кубани, от ст. Прочноокопской до устья, на севере до р. Кирпили, на западе – Восточное Приазовье, а южную границу часто проводят по северному склону Кавказского хребта. Попытки локализовать отдельные племена предпринимались не раз. Так, например, досхов помещают в дельтах Кубани и Кирпили; дандариев – между Кубанью и Протокой; тореты и керкеты занимают побережье между Анапой и Новороссийском, а от Протоки до Усть-Лабинска размещаются фатеи. Однако, и сейчас этот вопрос остается спорным.

По правому берегу реки Кубани узкой полосой располагались древние поселения меотов. Они тянулись почти непрерывной цепью от нынешней ст. Марьянской и до ст. Темижбекской. Это были родовые укрепленные поселки (городища), которые представляют собой холмообразные овальные возвышенности, расположенные на самом высоком краю террасы реки Кубани и окруженные глубоким рвом.


Ров городища (современный вид)

Это внутренние цитадели поселков, к которым примыкала основная площадь поселения, в свою очередь, защищавшаяся с напольной стороны рвом и валом. В древности по валу строили, по-видимому, еще деревянные укрепления. За внешними рвами поселений простирались «города мертвых» - сплошные могильники рядового земледельческого населения, а несколько поодаль возвышались курганы. Они были насыпаны над могилами родоплеменных вождей, знатных воинов, представителей родовой аристократии.

Одним из наиболее ранних памятников меотской культуры на Кубани является поселение и сопутствующий ему грунтовой могильник у хутора Кубанский в Усть-Лабинском районе. В 1965 году могильник был исследован экспедицией Краснодарского музея под руководством Н.В. Анфимова. 56 погребений датировались концом VIII – началом VII в.в. до н.э. Умерших хоронили на боку или на спине вытянуто, головой на юг или юго-восток. При погребенных ставили керамические сосуды: горшки и корчаги с напутственной пищей, маленькие сосуды для питья, миски. Некоторые сосуды украшались прочерченным геометрическим рисунком. Богатством инвентаря выделяются пять воинских могил. Умершего воина хоронили вместе с чучелом коня. Некоторые детали конской узды были украшены изображением головок грифона или геометрическим орнаментом.

В период сложения культур меоты ведут оседлый образ жизни, строят неукрепленные поселения, занимаются земледелием и скотоводством, ткачеством и гончарством.     

К началу VI в. до н.э.  меотская археологическая культура оформляется как конгломерат племен с оседлым образом жизни, занимавшихся земледелием и скотоводством. Археологи объединили  эти народы в одну культуру из-за схожести предметов, которыми они пользовались: близкие формы посуды, одинаковое оружие и конская упряжь, формы и орнаментация украшений.

Коллекции Историко-краеведческого музея Усть-Лабинского района


Сероглиняная керамика


Четырехручная чаша


Зеркала


Фибулы

 


(1) Рыбаков Б.А. Археология СССР с древнейших времен до средневековья. М., 1989. Т.10. с. 226-228.

Декабрь 2010

 

 Нравится

 

 

 

 


При перепечатке авторских материалов активная ссылка на "Южный регион" ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Печатным изданиям для этого необходимо получить письменное разрешение редакции
(кроме изданий-партнёров)!


Rambler's Top100

Разместить рекламу